Коммунисты продолжают обвиняться в финансовых махинациях (запрос Генпрокурору о "Росагропромстрое"), в связях с преследуемым Генпрокуратурой эмигрантом Борисом Березовским. Заодно думское большинство решило привлечь к ответственности члена КПРФ Вениаминова, который 7 ноября сменил на советский флаг над зданием Госдумы. Иными словами, КПРФ выставляют не оппозиционной партией, а партией, связанной с нарушением законов.
Поэтому традиционное мнение, что "на Руси" любят обиженных, в эту кампанию в отношению к КПРФ может инее сработать. Кроме того, информационное влияние государства значительно превосходит возможности КПРФ оправдываться. Вдобавок, в создаваемой "партией власти" патерналистской и конформистской повестке дня оппозиционность не имеет самодостаточного веса, а идея наведения "порядка" силами правоохранительных органов начинает превалировать. То есть, образ гонимой властями партии, нарушающей при этом законы, способен сократить число сторонников КПРФ.
Внутренние конфликты
В связи с сокращением шансов КПРФ получить большое число мест в новой Думе могут обостриться два рода конфликтов, существующих в партии. Это конфликты по поводу финансовой поддержки и по поводу имиджа партии.
- История с коммунистом депутатом Госдумы Леонидом Маевским показывает, что финансовые трудности КПРФ могут вырасти на почве конфликтов с региональными спонсорами. На минувшей неделе продолжалось телерасследование связей партии с Борисом Березовским с привлечением показаний Маевского, в результате чего он был исключен из фракции КПРФ.
Дело в том, у многих региональных лидеров КПРФ слабы шансы на победу по одномандатным округам. Таким образом, первые позиции в региональных списках занимаемые региональными лидерами КПРФ, останутся за ними. И это значит, что финансисты КПРФ окажутся на непроходных позициях в региональных списках, откуда и угроза сокращения финансирования. В частности, демарш Маевского является результатом недовольства сибирских региональных спонсоров КПРФ.
Таким образом, конфликт с Маевским является не только результатом усилий по дискредитации КПРФ, но и показателем обострения проблем партии с людьми из региональных списков.
- Кампания КПРФ по "омоложению" своего имиджа укрепила позиции пиарщиков партии, работающих под девизом "Upgrade КПРФ".
КПРФ в нынешнюю кампанию пытается ориентироваться на вкусы двух весьма различных групп своих сторонников. Авангардная составляющая имиджа КПРФ направлена на привлечение молодежи, а традиционалистская - пожилых людей.
Ориентация на молодежь привлекает к КПРФ радикальные левые организации. Однако их не устраивает лидер партии Геннадий Зюганов. В частности, против него проводят акции члены Национал-большевиской партии Эдуарда Лимонова.
Пожилым же людям не свойственно увлечение радикальным левачеством, и ориентируясь на этих избирателей, КПРФ в своей пропаганде предстает партией уважающей религиозные и моральные устои общества.
Совместить две различные составляющие в имидже партии в принципе трудно, и дальнейшее развитие имиджа КПРФ зависит от результатов парламентских выборов. В случае плохого результата в парламентских выборах партию ожидает кризис, связанный с выбором электората. Нарастание кризиса в КПРФ может в будущем привести к значительному сокращению влияния партии, поскольку, очевидно, что делать ставку на возрастной электорат в дальнейшем будет невозможно.