Как влияют ограничения, наложенные на работу СМИ во время избирательной кампании, на ход самой кампании?
Говорит Андрей Цунский, политический обозреватель интернет-газеты Дни.ру:
- Ситуация с освещением избирательной кампании в прессе напоминает старый театральный анекдот. Ставили в одном театре пьесу о Цезаре, а изображать его войско попросили пожарную команду. Чтобы при появлении Цезаря, для подчеркивания важности момента, из шатра по "войску" прокатился гул и ропот, режиссер попросил каждого статиста вполголоса бормотать простую фразу-скороговорку: "Что-говорить-если-нечего-говорить-что-говорить-если-нечего-говорить". Начальство дало пожарным свою директиву: "Не осрамитесь, театр все-таки!" В день премьеры, когда Цезарь явился из палатки, "воинство" приветствовало его, дружно проскандировав в пятьдесят луженых глоток: "Что говорить если нечего говорить!" Даже сам Цезарь от хохота упал в свою палатку, что уж говорить о зрителе…
В роли пожарных выступает сейчас пресса. Винить ее в каком-то кознодействе в адрес властей глупо. Она же пресса, ей говорить надо. А что говорить, если нечего, вернее, ничего нельзя говорить? Она ведет себя вполне предсказуемо, используя метод "итальянской забастовки" - выполняет с глумливым лицом закон, который в принципе работать не может, который превращает выборы в… театр. Мягко говоря.
Что ж - есть и молчаливые театральные действа - пантомима или балет. Но создатель такого спектакля должен помнить, что в таком действе наиболее органичным и интересным публике оказывается молчаливый герой. В драме "Выборы-2003" таких героев два. Один - усталый и подавленный, второй - желчный и раздраженный, но озорной - а потому симпатичный. Первого зовут "Низкая Явка", а второго, веселого парня - "Против Всех".
И никакие программы по воспитанию избирателя не подействуют. Да примите вы хоть закон, по которому на выборы будут таскать силком с милицией - милиция первая не пойдет никого таскать. А если пойдет - то победит в первом же туре русский Робин Гуд - Против Всех, будьте благонадежны.
На фоне пожарного хора журналистов, сонного бездействия Низкой Явки и издевательской физиономии Против Всех картонные доспехи и фанерный меч театрального Цезаря теряют пафосный вид. Как только Цезарь высовывается из палатки, зал начинает хохотать, явно отдавая свои симпатии молчаливым, но "своим", потому что зритель давно уже не видит в представлении никакого пафоса. Ему ясно, что драма превращается в фарс.
Так что, скорее всего пресса будет себе тихонько работать, и закон будут очень "широко трактовать", и даже не сильно будут при этом натаскивать, кого пиарить. Уж очень страшный этот парень Против Всех. В Питере он себя показал со всей наглядностью. А Цезарю нужно появиться из палатки в нужный момент и в благопристойной обстановке. "Пожарным" (как бы ни хотелось обратного) разрешат расслабиться.