Насколько эффективна производимая сегодня в России политическая реклама? Какое воздействие оказывает она на отечественного избирателя?
Говорит Нина Беляева, заведующая кафедрой публичной политики Государственного университета "Высшая щкола экономики":
- Мы все невольные объекты рекламного водопада. Реклама слепит глаза и раздражает вся абсолютно. Партии ставят рекламные щиты вперемешку. Возникает эффект карусели – все сливается в бесконечный пестрый круг. По обе стороны каждой трассы стоят щиты, которые можно увидеть за 300 метров, даже не за 100, но как же их много! Вдруг вижу – портрет Есенина. Что это? Реклама стихов? Издательства? Округа Коломенское? Какая партия? Одного Есенина можно узнать.
Партия "Русь", Народная Партия, КПРФ, СПС - все используют патриотические лозунги. И это не просто бесполезно для партий, а вредно – патриотические лозунги традиционно ассоциируются с КПРФ, и все рекламные слоганы, стало быть, тоже работают на КПРФ, кому интересно читать какая именно партия повесила свой "шедевр". Слоганы тоже хороши. "За труд!", "за учебу!", "за ВДВ", "за бабушку", "за дедушку"… Так ребенка кормят невкусной кашей. Не хватает только слогана "за совращение малолетних" с примечанием, что это не тост! А если едешь вечером домой - все эти плакаты вообще сливаются в нечто единое. Они ведь похожи: вдруг видишь девушку с арбузным бюстом на фоне поля. И вспоминаешь, что на прошлом плакате на фоне поля позировала старушка. Так надо не перепутать. Там, где старушка - это партия Жизни, а девица с бюстом, на которой словно хотят заставить жениться – это Аграрная партия. Да, тут кашу пытаются всучить "За хлеб". Рядом на рекламных щитах кондиционеры, колбаса, "Техносила", "Я люблю Москву", диваны, продажа квартир… Картинки, картинки, картинки. Ни на партии, ни на выборы это вообще не работает.
Эффект карусели продолжается и на телевидении. "Все на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось". Узнаваемость партий потеряна полностью. Осознанное пиарщиками уклонение в сторону патриотизма используется всеми партиями подряд, и мы опять все дружно любим свою страну. Никто и не спорит, что свою страну мы любим – но партии вдруг стали все абсолютно одинаковыми. Лучше всех использует этот патриотический порыв в телерекламе не партия, а известная компания сотовой связи.
В 1989 году все партии тоже были одинаковыми, Травкин, Новодворская и еще Бог знает кто на вопрос "Какая у вас программа?" отвечали прекрасно: "Как у всех: демократия и рынок!" Сейчас, как у всех - это "Мы великая страна, Запад нам не нужен, как удивительны в России вечера, слава ВДВ, рожайте!". Реклама не дает осознания гражданской ответственности, непонятно, что речь идет о судьбе власти в стране. Партии пошли на поводу у пиарщиков, для которых кандидат – та же сосиска, которую нужно продать. Гражданские чувства просто выпали, они не нужны никому. Реклама может уничтожить уважение к важнейшему гражданскому институту - выборам. Можно не купить сосиску, не пойти в магазин из рекламируемой сети. А можно от раздражения плюнуть на все, и не пойти голосовать.
Преимущество будет у тех, кто позже начнет – потому что все, что происходит сейчас – это шумовой фон, а если кто-то найдет нечто содержательное и выйдет с этим позже – он явно выбьется из общего ряда и станет узнаваемым.
|