ВЫБОРЫ 2003
информационно-аналитическийканал

НОВОСТИ
| ЭКСПЕРТЫ
| ВЫБИРАЙ!
| ФОРУМ
| КОНКУРСЫ
| О ПРОЕКТЕ




ЭКСПЕРТЫ

Нина Беляева
7.8.2003, 13:41

Насколько эффективна производимая сегодня в России политическая реклама? Какое воздействие оказывает она на отечественного избирателя?

Говорит Нина Беляева, заведующая кафедрой публичной политики Государственного университета "Высшая щкола экономики":

- Мы все невольные объекты рекламного водопада. Реклама слепит глаза и раздражает вся абсолютно. Партии ставят рекламные щиты вперемешку. Возникает эффект карусели – все сливается в бесконечный пестрый круг. По обе стороны каждой трассы стоят щиты, которые можно увидеть за 300 метров, даже не за 100, но как же их много! Вдруг вижу – портрет Есенина. Что это? Реклама стихов? Издательства? Округа Коломенское? Какая партия? Одного Есенина можно узнать.

Партия "Русь", Народная Партия, КПРФ, СПС - все используют патриотические лозунги. И это не просто бесполезно для партий, а вредно – патриотические лозунги традиционно ассоциируются с КПРФ, и все рекламные слоганы, стало быть, тоже работают на КПРФ, кому интересно читать какая именно партия повесила свой "шедевр". Слоганы тоже хороши. "За труд!", "за учебу!", "за ВДВ", "за бабушку", "за дедушку"… Так ребенка кормят невкусной кашей. Не хватает только слогана "за совращение малолетних" с примечанием, что это не тост! А если едешь вечером домой - все эти плакаты вообще сливаются в нечто единое. Они ведь похожи: вдруг видишь девушку с арбузным бюстом на фоне поля. И вспоминаешь, что на прошлом плакате на фоне поля позировала старушка. Так надо не перепутать. Там, где старушка - это партия Жизни, а девица с бюстом, на которой словно хотят заставить жениться – это Аграрная партия. Да, тут кашу пытаются всучить "За хлеб". Рядом на рекламных щитах кондиционеры, колбаса, "Техносила", "Я люблю Москву", диваны, продажа квартир… Картинки, картинки, картинки. Ни на партии, ни на выборы это вообще не работает.

Эффект карусели продолжается и на телевидении. "Все на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось". Узнаваемость партий потеряна полностью. Осознанное пиарщиками уклонение в сторону патриотизма используется всеми партиями подряд, и мы опять все дружно любим свою страну. Никто и не спорит, что свою страну мы любим – но партии вдруг стали все абсолютно одинаковыми. Лучше всех использует этот патриотический порыв в телерекламе не партия, а известная компания сотовой связи.

В 1989 году все партии тоже были одинаковыми, Травкин, Новодворская и еще Бог знает кто на вопрос "Какая у вас программа?" отвечали прекрасно: "Как у всех: демократия и рынок!" Сейчас, как у всех - это "Мы великая страна, Запад нам не нужен, как удивительны в России вечера, слава ВДВ, рожайте!". Реклама не дает осознания гражданской ответственности, непонятно, что речь идет о судьбе власти в стране. Партии пошли на поводу у пиарщиков, для которых кандидат – та же сосиска, которую нужно продать. Гражданские чувства просто выпали, они не нужны никому. Реклама может уничтожить уважение к важнейшему гражданскому институту - выборам. Можно не купить сосиску, не пойти в магазин из рекламируемой сети. А можно от раздражения плюнуть на все, и не пойти голосовать.

Преимущество будет у тех, кто позже начнет – потому что все, что происходит сейчас – это шумовой фон, а если кто-то найдет нечто содержательное и выйдет с этим позже – он явно выбьется из общего ряда и станет узнаваемым.


  • Нина Беляева

  • Андрей Цунский

  • Сергей Марков

  • Валерия Касамара

  • Евгения Диллендорф

  • Борис Макаренко

  • Игорь Яковлев

  • Владимир Акимов

  • Алексей Зудин




    Все материалы раздела

    НОВОСТИ ПАРТИЙ


    Харитонов
     Деревня под прессом долгов


    Миронов
     О визите в Зарайск


    Глазьев
     Сданы подписные листы


    Харитонов
     ЦИК зарегистрировал кандидата


    Миронов
     О создании совета по СМИ


    Глазьев
     Информация о сборе подписей


    Малышкин
     Биография кандидата


    Хакамада
     Москва: возобновлен сбор подписей


    Путин
     О борьбе с коррупцией



    Все новости партий


    ЭКСПЕРТНЫЙ КЛУБ "ПЕРВОГО КАНАЛА"

    Нина Беляева

    Нужно проверять кандидатов на вменяемость, порой вторгаться в частную жизнь, пристальнее смотреть на их семьи.

    Андрей Цунский

    Под Новый год, 29 декабря, нас ждет еще одно важное политическое событие.

    Сергей Марков

    Нужно дать оппозиции больше, чем на выборах в Думу, возможностей для деятельности.

    Валерия Касамара

    Новая демократическая коалиция вполне возможна, но снизу она, конечно, не образуется.



    Все мнения экспертов


    ТЕМЫ ОБСУЖДЕНИЙ

  • Как быть избирателю

    В стране ударными темпами формируется "партия власти" и, одновременно, сокращается пространство оппозиции. Что должен делать рядовой избиратель – довериться власти или пытаться сохранить оппозицию?

  • Кандидат от демократов

    Кого, на ваш взгляд, должны были выдвинуть кандидатом в Президенты РФ демократические силы? Считаете ли Вы, что Ирина Хакамада – лучший вариант из возможных?

  • "Единая Россия"

    "Единая Россия", получившая по итогам выборов в Госдуму 37,5 % голосов избирателей (принявших участие в выборах), получила почти 100 % руководящих постов в Думе. Что Вы думаете по этому поводу?

  • Задать вопрос ЦИК

    Вы можете оставить свой вопрос, на который ответят представители Центральной избирательной комиссии.


  • Все основные темы








    © "ВЫБОРЫ-2003", проект Аналитической дирекции ОАО "Первый канал" по заказу Российского центра обучения избирательным технологиям ЦИК РФ, при участии Компании "КРОС", Фонда "Общественное мнение", Российского Фонда "Свободные выборы", группы "Меркатор", ООО "Украинско-российский альянс", "Дни.ру", Mail.Ru, общероссийской коалиции общественных объединений "Мы, граждане!"
     
    Главный редактор - Владимир Лепехин
    Ответственный редактор - Андрей Левкин
    Руководитель проекта - Константин Рыков
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на "ВЫБОРЫ-2003" обязательна.