Какие партии сегодня имеют наилучшее финансирование? На что тратятся поступающие от инвесторов средства?
Говорит Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:
- Что касается "богатства" партий, то трудно судить по внешним признакам, сколько у партии денег. Есть партии для долгосрочных инвестиций – СПС, "Яблоко", КПРФ. Еще в 90-е годы многие представители коммерческих структур подкармливали коммунистов, не особенно это афишируя – потому что это долгосрочный политический проект. Таким партиям не обязательно закупать большие рекламные площади и рекламное время. Все это нужно для того, чтобы партию узнали до выборов и отличали ее от других. Реклама же, которую запустила на всех парах СПС, появилась не потому, что СПС не знают. Рейтинг СПС - в опасной зоне, можно не преодолеть пятипроцентный барьер, и приходится идти на самые решительные меры – звать в первую тройку списка Чубайса, рекламироваться на всех углах. Это даже не реклама - это антикризисный менеджмент.
В то же время есть политические силы, которые финансируются потому, что их раньше просто не существовало. Создать феномен "шестой партии". Есть "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", СПС – их знают по работе в парламенте. А еще инвестируют в "Народную Партию" Райкова, в "Партию Жизни", ну и поменьше – в партию "Русь" и в "евразийцев", которых собирается вести на выборы Павел Бородин. Но пока все рассчитано на узнавание.
О партиях из первой пятерки можно сказать, что есть такие, которым создан режим наибольшего благоприятствования – это "Единая Россия", она, безусловно, самая богатая, и ЛДПР – которая всегда умеет изыскать ресурсы, и на каждую кампанию к ней приходят новые спонсоры. Им дается хорошее место в списке, она - конкретные деловые контракты, "Мы вам финансы, вы нам – мандаты". Так проходил Гуцериев, и красноярцы из окружения Быкова. Посмотрим, кто это будет сейчас.
Есть аутсайдеры. К ним хотят отнестись построже – их около сорока партий. Им придется довольствоваться бесплатным рекламным временем или малобюджетной кампанией перед самыми выборами.
Когда возникнет блок Глазьева инвесторы немедленно проявят к нему интерес. Это может быть связано и с интересами власти, но в гораздо большей степени - с тем, что у этого блока будут реальные шансы на прохождение, а этим не бросаются. На одном уровнем с партией жизни стоит "Партия возрождения России" – им дают средства на первоначальную раскрутку. Партия Селезнева выступает как классическая партия-"спойлер", партия для оттягивания голосов. "Единая Россия" и КПРФ идут почти "ноздря в ноздрю", и один-два процента этот отнять может. Если состоится блок Глазьева, то он не совсем понятно у кого заберет голоса. Голоса, которые получит Селезнев – это точно голоса КПРФ, которые потеряет Зюганов. К Селезневу именно поэтому привлечено внимание, и поэтому в него инвестируют. Для примера могу сказать, что в 2001 году в парламент Болгарии баллотировался блок Симеона Второго, и было немедленно создано еще два блока в поддержку того же Симеона Второго. Они и в парламент не прошли, но не дали ему получить абсолютное большинство, чем он, естественно, был крайне недоволен. Каким "спойлером" будет Селезнев - увидим.
|