На какой ресурс делают ставку ведущие субъекты избирательной кампании? Каков потенциал ведущих российских партий? Кто из них может показать наилучшие результаты?
На эти вопросы отвечает Максим Дианов, директор Института региональных проблем:
- В кампании появились новые участники. Что сейчас представляет собой "партия власти" – вообще непонятно. "Единая Россия" больше похожа на КПСС, хотя до нее ей, конечно, далеко. Главным ресурсом партии будет административный. Он дает порядка 15%. Но все, что будет получено сверх, – это уже технологии и активность избирателей и хорошая работа активистов.
КПРФ будет в своем стиле работать при помощи агитаторов и своей прессы. Они привыкли, что телевидения им не дают, и если в 95 году их основной электорат был в селе, то теперь он уже в городе. Основные голоса они набирают в городах-миллионниках! База КПРФ - это бедная интеллигенция. Они не потеряли село, но село все же больше подвержено административному влиянию.
Яблоко и ЛДПР имеют свои ниши, и в зависимости от явки могут получить несколько больше. Самое сложное положение у них и СПС. Насколько они смогут к этому приспособиться – посмотрим. Но основные усилия СПС или "Народной партии" должны быть направлены на технологическую сторону избирательной кампании, раскрутку лидеров. Там есть опыт, достаточный для федеральной борьбы.
Насколько будет активно работать элемент СМИ – не знаю. Закон, по которому будут проводить выборы, дает слишком большие запретительные права ЦИКу.
КПРФ будет рваться на ТВ, раскручивать лидеров. КПРФ уже не такая, как в 99 году, они учатся работать по-другому.
Эксперты оценивают, что стартовые позиции "Народной партии" уже на уровне СПС
Когда-то ОВР тоже задействовала административный ресурс – и получила те самые 13,5 процента, которые он мог дать. Максимальные результаты "Единая Россия" теперь покажет там, где в свое время наилучших результатов добилось ОВР, а "Народная партия", которая пойдет путем "Единства", – там, где успех сопутствовал "Единству".