Например, 7 августа спикер СФ снова предложил увеличить срок полномочий Президента с 4 до 5 лет, заодно предложив и изменить характер формирования Совета Федерации, сделав его выборным. Насколько такие предложения являются просто имиджевыми и в какой мере могут привести к результату?
Порядок изменения Конституции (а именно Конституция определяет сроки президентства) установлен в самой Конституции и является довольно сложным. Существует несколько вариантов изменения основного закона. По большому счету их два. Первый - внесение изменений в главы 1, 2 и 9, что признается фактом пересмотра Конституции и требует созыва Конституционного Собрания. Подобный подход обусловлен тем, что в этих главах содержатся основы конституционного строя России. Нормы, содержащиеся в этих главах, по юридической силе выше иных норм Конституции.
В отношении порядка создания и деятельности Конституционного Собрания должен быть принят специальный федеральный конституционный закон, - в Государственной Думе на рассмотрении по-прежнему находятся несколько вариантов проектов этого ФКЗ. Все они являются альтернативными друг другу, что значительно затрудняет их рассмотрение палатой. Кроме этого, палата, похоже, и не стремится их рассматривать, поскольку они "зависли" в ответственном комитете по государственному строительству уже на несколько лет.
Поскольку Федеральное Собрание не может само принимать решение по поправкам в 1, 2 и 9 Главы Конституции, то существует вариант закона о КС, позволяющий парламентариям участвовать в этом процессе. Общий смысл сводится к тому, что если вдруг возникает необходимость созыва Конституционного Собрания, то действующие парламентарии входят в состав Конституционного Собрания, что называется, "по должности". Это очень заманчивый для парламентариев вариант, но он не является безукоризненным с точки зрения права. Другой вариант предполагает, по сути, выборы Конституционного Собрания.
Второй - внесение изменений в главы 3 - 8 Конституции (с 65 по 133 статьи). Сюда входят вопросы федеративного устройства, вопросы организации и функционирования всех трех ветвей власти (включая и президентскую), а также - местного самоуправления. Для внесения таких изменений требуется поддержка квалифицированного большинства в палатах Федерального Собрания с последующим одобрением не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Для реализации этого варианта принят специальный федеральный закон, устанавливающий порядок осуществления процедуры изменения Конституции.
Существуют еще несколько вариантов изменения Конституции, но они связаны со специфическими событиями типа изменения наименования субъекта РФ, либо изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ. Кстати, до сих пор изменения Конституции РФ в упрощенном порядке вносились указами Президента (Б.Ельциным) как раз в 65 статью и касались изменения наименования некоторых субъектов РФ (Калмыкия, Чечня).
Можно констатировать, что изменение конституции по первым двум вариантам чрезвычайно затруднительно. Не случайно до сих пор дело дальше разговоров практически не пошло. В первом чтении в настоящее время принят единственный законопроект, касающийся вопросов усиления парламентского контроля (поправка к статье 103 Конституции). Специалисты полагают, что то или иное изменение Конституции возможно только в случае высочайшей согласованности предполагаемого изменения всех участников этого процесса. Похоже, что такой момент еще не настал. И если Кремлю удается контролировать процесс принятия законов в Федеральном Собрании, то контролировать принятие решений законодательными собраниями субъектов он не в состоянии.
Тем не менее, практическая невозможность внесения изменений в Конституцию вовсе не означает, что эту тему не стоит обсуждать. В академических кругах эта тема обсуждается постоянно, по этому вопросу заседал Конституционный Суд и т.п.
С точки же зрения предвыборной технологии заявления об изменениях Конституции чрезвычайно выгодны. Они беспроигрышны, поскольку позволяют заявить о собственной радикальности, не боясь при этом практической невыполнимости предвыборного обещания. Не было ни одной избирательной кампании федерального уровня, в процессе которой не поднимался бы вопрос о необходимости изменения Конституции РФ. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находятся порядка десятка инициатив о внесении изменений Конституции РФ.
Таким образом, в большинстве случаев затрагивание темы с изменением положений Конституции РФ носит скорее характер пиаровской акции, нежели чем реальная забота о совершенствования формы правления или государственного устройства.
Большинство реальных политиков (партий) занимаются вопросами корректировки текущего федерального законодательства. Конституция написана достаточно абстрактно и это позволяет внесением изменений в федеральные законы (даже не в ФКЗ!) существенно менять порядок формирования и функционирования целых ветвей власти. Наиболее наглядно это видно на примере формирования Совета Федерации. Неоднократное изменение порядка формирования этого органа государственной власти приводило к изменению работы всего парламента страны. Полностью возможно пересмотреть порядок формирования и Государственной Думы, например, отказавшись в федеральном законе от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов в стране. Подобного рода законопроекты регулярно вбрасываются в Государственную Думу.
Тема изменения Конституции, равно как и предложения об изменениях законодательства, предполагающие изменения Конституции, обязательно будут предлагаться участниками избирательного процесса. Наиболее последовательные партии уже включили требования изменения Конституции РФ в свои партийные программы (к примеру, "Народная партия"). Ну а возможность принятия ФКЗ "О Конституционном Собрании РФ" будет зависеть с одной стороны от результатов грядущих выборов в Государственную Думу (сколько голосов получат "заединщики" и их сторонники), а с другой - от реального желания власти менять что-либо в сложившейся системе отношений.