Петербургский психолог, д.п.н., профессор А.М.Зимичев рассмотрел в "Советской России" итоги первого тура выборов губернатора Петербурга "чисто с психологической точки зрения". Выводы, в общем, достаточно любопытны: "...Неявка на избирательный участок - это и есть пассивное голосование против всех. Это означает, что подавляющее большинство избирателей в принципе не удовлетворяет вся эта избирательная кампания.
И вот в чем, на мой взгляд, причина такого явления. Людям нужна информация, а политическая реклама, так же как и коммерческая, практически полностью построена на использовании эмоциональных образов, или, как это еще называют, методах нейролингвистического программирования. Кандидата рекламируют примерно так же, как стиральный порошок или средства личной гигиены. Выбирается какой-то термин, который вызывает эмоции, но сам по себе никакого смысла не несет. Например, "Олд спайс" всегда на пределе!" Никакого смысла и никакой логики здесь нет, но эмоционально он заряжает слушателей.
Так же строится и реклама кандидатов. Например, "Губернатор - мужская работа". Вы почерпнули какие-то сведения отсюда о самом кандидате? Нет. А какую информацию несет для вас лозунг "Вместе мы сможем все"? Но надо учитывать, что в Петербурге все-таки достаточно культурная публика, и у нее все больше отторжения вызывают подобные приемы политического лохотрона.
Людям нужен вполне конкретный информативный материал о способности кандидата справиться с должностью, на которую он претендует. И если наши граждане не получают ответа на этот вопрос, то они просто обходят стороной избирательные участки". Не называя никаких фамилий, представим себе, что один кандидат пообещает вдруг избирателям: "Каждой женщине - по мужчине, каждому мужчине - по поллитровке!" Кто откликнется на его призыв? Дебилы, олигофрены (то есть страдающие слабоумием), шизофреники, а также лица, находящиеся в так называемом "пограничном состоянии" по отношению к перечисленным отклонениям.
А теперь я позволю себе напомнить, что по официальной статистике в Европе таких "пограничников" насчитывается до 13-15% населения. Боюсь, что в России картина ненамного отличается от европейской. И в нашем законодательстве не существует ограничений для участия таких лиц в голосовании. Но ведь это очень управляемый и легко внушаемый контингент. Именно эта категория избирателей в наибольшей степени склонна верить именно эмоциональным призывам и эмоциональным образам. Вот они и в самом деле способны поверить, что "вместе мы сможем все", тогда как разумные люди естественно в первую очередь зададутся вопросом "а собственно, что это "все" мы будем делать такой большой компанией"? И в ситуации, когда здравомыслящие люди остаются дома в день голосования, именно такая".
|